Материал Анна Шац и 9-й Канал
— Аутизм, о котором сейчас пойдёт речь, считалось заболеванием мистическим, хотя о нём знал ещё Гиппократ. Современная медицина до недавнего времени говорила о том, что это загадочное заболевание, а о новых знаниях об этой болезни и о том, как лечится аутизм у нас в Израиле, расскажут наши гости: доктор китайской медицины — Георгий Сухоралидзе, доктор Елена Бахтинская — детский психиатр и доктор Марк Ерохумович — педиатр. Здравствуйте. Что мы сегодня знаем об этом заболевании? Насколько рано возможно его диагностировать и что это нам даёт?
Отвечает Елена:
— На сегодняшний день мы знаем гораздо больше об аутизме, чем раньше. Когда в 1943 году его описал известный австро-американский детский психиатр Лео Каннер, информации было мало и диагностировали его иначе. За последние десятилетия знания об этой болезни значительно расширились, и повысилась его частота, например, если раньше речь шла об одном случае на тысячу детей, то в наше время, к сожалению, это один случай на 160 детей. Проблема существует, растёт, и мы до сих пор не знаем, какова одна единственная её причина, поскольку их очень много. Доказано, что выражен генетический фактор в развитии аутизма. В тех семьях, где один ребёнок страдает от аутизма, вероятность рождения нового ребёнка с данной болезнью в 50 раз выше, чем в обычном населении. Есть определённые органические повреждения клеток мозга и их рецепторов, и всё больше встречается аутизм среди недоношенных детей. Это заболевание связано с нарушением развития ребёнка, его социальных интеракций, коммуникаций между окружающими. Сегодня в центрах, которые специализируются на диагностике аутизма, можно выявить его уже в год-полтора, поэтому очень важно, чтобы родители обращались как можно раньше, потому что известно, что чем раньше мы диагностируем болезнь, тем больше возможностей помочь ребёнку.
— Марк, вы педиатр, вы работаете с ребёнком со дня его рождения, можете ли вы при первой, второй или третьей встрече выявить, что у ребёнка аутизм?
Отвечает Марк:
— Безусловно. Дело в том, что я работаю ещё в институте наблюдения за развитием детей, поэтому я больных аутизмом вижу довольно часто, соответственно мне, как педиатру, гораздо легче различать таких детей в своей больничной кассе. Детские врачи не всегда настроены на диагностику и выявление аутизма по разным причинам, например, из-за недостатка знаний об этой болезни или из-за своей загруженности, поэтому к нам в институт детей с подозрением направляют либо воспитательницы детского сада, либо сами родители. Самый частый показатель аутизма — задержка речевого развития у ребёнка. В период внутриутробного развития такие дети менее активны, чем остальные, они спокойны и не доставляют родителям никаких хлопот. Однажды к нам обратилась семья, в которой было двое детей здоровых, а третий, как выяснилось потом, страдал аутизмом, растить его было очень удобно, поскольку он не был капризным, вёл себя спокойно, в отличие от первых двух детей, поэтому родители решили, что это подарок от бога, пока не выяснилось, что ребёнок болен.
— Как китайская медицина определяет детей-аутистов? Вы долго учились в Китае, немного практиковали, скажите, как их лечат?
Отвечает Георгий:
— Сегодня детей-аутистов в Китае лечат в основном детским китайским массажем и детским иглоукалыванием. Я хочу подчеркнуть, что именно детским, поскольку детский массаж очень отличается от взрослого китайского массажа, и в нашей стране мало кто знает их различия. У данного лечения нет никаких побочных эффектов, оно безболезненное и после пары первых сеансов ребёнок чувствует себя более спокойным.
— Скажите, Елена, вы слышали о таком методе лечения? И что вообще входит в процесс лечения детей-аутистов?
Отвечает Елена:
— Всё, что касается китайской медицины — это не конвенциональная медицина, она приемлема при различных видах нарушений у детей-аутистов, но нарушения разные, поэтому не всем больным это подойдёт. Если говорить о видимых нарушениях, например, в социальных взаимоотношениях, то очень важно сказать об этом родителям, особенно молодым, возраст ребёнка которых не достиг одного года, чтобы у них была возможность обратиться за помощью. Также нарушения зрительного контакта — это когда ребёнок не реагирует на улыбку родителей, на обращения родителей к нему, он не протягивает руки, такие дети абсолютно спокойны, заняты сами собой, никому не мешают и это должно насторожить родителей. Если мы говорим о задержке коммуникаций, то под этим понимается нарушение речи, задержка развития речи или полное её отсутствие, неиспользование невербальных коммуникаций: взгляд, мимика, жест. Последний симптом — стереотипные формы поведения и ограниченные интересы. В данном случае действительно может быть полезна китайская медицина, поскольку у детей с аутизмом или с нарушениями развития выражены сенсорные нарушения. Такие дети могут сильнее слышать, чем мы с вами, сильнее реагировать на прикосновения и на свет, а это приводит к повышенной раздражительности, беспокойству, страхам. В данном случае китайская медицина может быть полезной в качестве дополнения. В конвенциональной медицине приняты немного другие подходы к лечению. Когда я говорю о лечении, я имею ввиду не лекарственные терапии, а походы к лечению, ведь очень важно дать ребёнку ту помощь, в которой он нуждается, например, если у него плохая речь, ему нужен логопед. Также обязательна работа с психологом, чтобы улучшить коммуникабельность и адаптацию к окружающей среде и научить его общаться со сверстниками. Это серьёзная задача, которая, к счастью, решается в Израиле, поскольку там очень развиты специальные учебные заведения для таких детей.
— Марк, представим, что ребёнку помогали, его лечили, он вырос. Можно ли избавиться от аутизма совсем? Возможно ли его вылечить, дать ребёнку возможность войти в общество и стать коммуникабельным или он всё равно останется замкнутым?
Отвечает Марк:
— Аутизм — болезнь врождённая, она остаётся на всю жизнь. То, что не дано природой, восполнить невозможно, но можно научить ребёнка тем факторам, которые у него отсутствуют. Лечение должно быть непрерывным, оно должно продолжаться и вне детского учреждения. Родители получают специальные наставления, как вести себя. Есть специальная программа, которая называется «ABA», благодаря которой дети обучаются и дома, и в садике.
— В некоторых странах, как, например, в России, сегодня аутизм не лечат, поскольку нет специальных учреждений и государственных программ. Возможно, это потому, что не имеет смысла, или же всё-таки изменения происходят?
Отвечает Марк:
— Таких детей можно привести к более или менее нормальной жизни. Конечно, у каждого свой уровень аутизма (спектр аутизма), и тем, детям, которые находятся ближе к норме, можно обеспечить хорошую жизнь, они даже смогут ходить в обычный класс в школе. Им будет кто-то помогать, но они будут разговаривать, общаться, их можно научить тому, что не дано им от природы.
— Георгий, когда к вам приходят дети, нужно ли вам знать, какой именно у ребёнка аутизм или вы сами можете это определить?
Отвечает Георгий:
— В китайской медицине каждый ребёнок и каждый человек абсолютно разный, диагностика аутизма или какого-либо другого заболевания для каждого своя. После двух лет у ребёнка можно измерить пульс — это одна из диагностик китайской медицины, можно посмотреть на указательный палец, на котором находиться вена, что даст возможность понять, насколько серьёзна болезнь или насколько она прогрессирует. По взгляду, лицу, движениям тоже можно это определить.