Материал Анна Шац и 9-й Канал
Многие родители связывают трудности в учебе с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, развивающимися вследствие родовых травм. Однако есть и приобретенные нарушения внимания. Что это такое, расскажет доктор Майя Шапира – детский невролог. Итак, что представляют собой приобретенные нарушения внимания?
В тех случаях, когда нарушения внимания наблюдаются уже в очень раннем возрасте и имеется генетическая предрасположенность, все просто. Родители готовят и ребенка, и себя к тому, что нужно будет лечить как гиперактивность, так и нарушения внимания, они согласны в той или иной степени, раньше или позже начинать лекарственное лечение.
А приобретенное?
Приобретенное расстройство появляется в тот момент, когда родители приходят и говорят: «Доктор, до 6–7 класса было все в порядке. И вдруг мой ребенок стал совершенно невнимательный. Вы только посмотрите, что пишет учительница».
Это касается только нарушения внимания? Или еще какие-то…
Это говорится только о нарушении внимания. Какие причины могут быть у нарушения внимания приобретенного? Во-первых, стресс. Например, ребенка перевели в новую школу, он переехал в новый город, у него появились новая учительница, обрисовался конфликт с детьми, развелись родители. Значит, это родители должны держать руку на пульсе, и следить за этим. Причиной приобретенного нарушения внимания могут быть и соматические заболевания.
Например, какие?
Допустим, тяжелое вирусное заболевание, которое протекало с высокой температурой, было длительным, мучительным. Казалось бы, ребенок выздоровел, но родители замечают, что чадо стало хуже заниматься, стало невнимательным. Вот тут надо постараться родителям и сразу заострить на этом свое внимание. Иногда причина кроется в каких-то длительных, хронических заболеваниях, синусите, например.
Ангинах? Фарингитах?
Не столько фарингитах, сколько наличии стрептококка, который очень ослабевает ребенка. Малокровие также влияет на внимательность. Когда гемоглобин где-то 10, трудно сконцентрироваться. Причиной могут быть и скрытые (нераспознанные) эпилептические приступы. Они настолько кратковременны, что их не успевают заметить, но свое плохое дело они делают.
То есть это не лень ребенка? Когда родители думают: «Вот он постоянно крутится, не хочет учиться».
Нет-нет. Если это приобретенное, то нужно очень серьезно к этому отнестись. Очень часто нарушение внимания возникает в подростковом возрасте. Все годы это был хороший ученик, а в 12–13 лет появились увлечения компьютером, дисками, дискотеками, мальчиками – девочками…
Но это же очень естественные увлечения.
Совершенно верно. Это естественные увлечения, если они не приводят к большим затруднениям в учебе. Бывает ведь, что дети настолько увлекаются, что просто перестают делать уроки. И, приходя в класс, не понимают, о чем говорит учитель. Если они не поняли, о чем говорилось в школе, то дома им тяжело заниматься.
И все это накапливается.
Совершенно верно. Это накапливается день за днем. Родители помнят, что мальчик или девочка были очень способными, когда-то их даже считали одаренными детьми, ведь они прошли экзамены на одаренного ребенка.
А тут такие проблемы.
Вот такие проблемы. Родители считают, что это все временно.
Что же делать ? Нужно идти к врачу?
Родителям нужно идти и к преподавателям, и к врачу. Все дело во взрослых. Родители должны следить за ребенком, быть онлайн.
Тут как бы получается… Назначают ли ребенку с приобретенным дефицитом внимания такое же лечение, как и детям с врожденным синдромом гиперактивности?
Если этот ребенок 14-16 лет, и он говорит: «Я совершенно не в состоянии сосредоточиться», – проводят педагогическую проверку. Если оказывается, что у ребенка глубокая педагогическая запущенность, ему помогают. Желательно, чтобы эта помощь была не только к школе, но и дома. .
Таким детям оказывается психологическая помощь? Или еще что-то?
Не только. Я имею в виду и Риталин. Чтобы ребенок почувствовал, что он по-прежнему умный и способный, что он может заниматься. Однако в данном случае мы говорим только о детях, запущенных педагогически.
А те дети, у которых нет такой проблемы?
Первым делом нужно лечить не следствие, а причину. Если причина – эпилепсия, надо лечить эпилепсию, если есть стрептококк, – лечить стрептококк.
Спасибо, Майя. Итак, с приобретенными нарушениями внимания борются поведенческая терапия и временный прием Риталина. Родители, внимание! Именно этот рецепт мы получили от детского невролога Майи Шапиры. Будьте здоровы! Берегите себя!
Читайте также советы израильских врачей — как распознать СДВГ у ребенка?