Шизофрения – одно из самых малоизученных заболеваний. До сих пор никто толком не знает, отчего она возникает. Есть множество теорий, в том числе генная, но веских доказательств ее, пока не получено. Психбольные вызывают страх у большинства людей, и это неудивительно: непонятные вещи всегда пугают, да и неизвестно, что придет в голову такому больному. В средневековье шизофреников зачастую просто казнили, считая их одержимыми демонами. Сейчас медицина сильно изменилась, но когда дело доходит до психически больных, изменения как будто исчезают: по-прежнему их боятся, избегают, стараются запереть подальше и покрепче.
Современные методики, которыми пользуются психиатры Израиля подразумевают совсем другой подход: они помогают человеку адаптироваться в обществе, дают возможность вести более-менее нормальную жизнь.
Заведующий психотерапевтическим отделением в клинике «Мацпен» Виталий Тевелев рассказал, что сегодня в лечении использует сочетание лекарственной и психотерапии. Для лекарственной терапии применяются средства нового поколения: атипичные антипсихотические препараты, которые используются по щадящей схеме, не позволяющей превратить человека в неподвижно лежащий «овощ», а снимающей активную симптоматику, помогающей вызвать более адекватное восприятие реальности, устранить галлюцинации. Но это только первый этап, поскольку такие лекарства вызывают положительные сдвиги только у 65% больных, а этого недостаточно.
Следующий этап лечения – психотерапия. Она почти не используется в российских клиниках. И зря! Положительные сдвиги в этом случае возникают уже у 85% больных. И это очень важно, потому что основная масса психически больных страдает от нарушений восприятия мира, контактов с людьми, которые боятся. Когда «злые силы» атакуют, больной не понимает, что это галлюцинации, для него они полностью реальны, вот и возникает соответствующее поведение. Именно поэтому первый этап психотерапии направлен на устранение признаков болезни: он может помочь лучше контролировать болезненные признаки, не дожидаясь, пока они перейдут в психоз.
Второй важный элемент – улучшение социализации. Такому больному тяжело с людьми, а людям тяжело с ним, особенно родственникам. Психотерапия может помочь научиться сохранять контакт, общаться, а в некоторых случаях даже работать. Вылечить шизофрению полностью невозможно. Она неизлечима. Но с помощью новых методик можно научить человека жить с этой болезнью.
Большинство психбольных не осознает и не ощущает своего заболевания, и поэтому совершенно не настроено лечиться. Психотерапия может помочь убедить человека начать лечение. В России в таких случаях просто ждут, когда дело дойдет до чего-то на самом деле серьезного, после чего силой помещают человека в больницу. Больному, его семье от этого плохо, а если дело дошло до того, что больной успел на кого-то напасть, то все совсем скверно. Да и лечится такое острое состояние тяжелее. Психотерапевт же, встретившись с человеком в неформальной обстановке, вполне способен убедить пациента начать лечение, не дожидаясь беды.
Другой элемент психотерапии – семейная консультация. Семейная поддержка – важная вещь при любом тяжелом хроническом заболевании, особенно в случае шизофрении. Психбольной имеет свою логику, с ним часто невозможно объясняться так, как с любым другим человеком, с ним нужно уметь разговаривать. Кроме того, такие больные могут быть опасны, и родственникам надо знать, что в делать в случае их агрессии.
Также больному и его семье следует помнить, что полностью вылечить шизофрению невозможно, и если вам кто-то это обещает, лучше держаться подальше от такого «кудесника».
В клинике «Мацлен» лечат и другие душевные болезни: неврозы, депрессии и т.д. Возможны консультативные беседы по телефону или через скайп. Обычно это требуется для первого приезда в Израиль или для поддерживающего лечения.
Лечение не излечит шизофрению полностью, однако оно сильно улучшит качество жизни и больного, и его семьи, научит человека жить в обществе, не вызывая в окружающих страха, не позволит случится чему-то по-настоящему плохому, подарит хотя бы относительно полноценную жизнь.