В последние годы огромное количество литературы посвящено проблеме синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Многих беспокоят принципиальные вопросы: как распознать симптомы заболевания, что с ними делать? В Израиле данной проблеме немалое внимание уделяют психологи, психиатры, воспитатели, учителя и другие представители организаций, занимающихся детским здоровьем и правильным развитием.
Доктор Наоми Вуребранд, директор центра «Суть жизни», на протяжении последних 10 лет работает с детьми и взрослыми с СДВГ в школах и в частном порядке, а также готовит к работе в данной области коучеров. «В наше время это явление стало практически трендом,. С одной стороны, это и приводит к тому, что диагноз гиперактивности ставится слишком легко, словно с этой проблемой можно легко справиться, или словно она предоставляет какие-то преимущества, с другой – возникает желание игнорировать заболевание, списывая неадекватное поведение на простые шалости, на то, что «это пройдет», что «все дети разные», во всем «виноваты учителя, воспитатели и образовательная система» и т.п.».
В результате исследований, проводившихся во всем мире, а также активной работе израильских экспертов в настоящее время можно сказать, что существует несколько неоспоримых факторов, указывающих на СДВГ, который будет сопровождать ребенка и во взрослой жизни.
Перед тем как описать основные симптомы заболевания, доктор Вуребранд отмечает несколько важных тезисов этого синдрома, которые также нельзя игнорировать:
- синдром влияет на всю жизнь – проявления могут быть периодическими, обостряться и ослабевать в различных ситуациях, но они никогда не исчезают полностью;
- >синдром не превращает человека в «ненормального» – многие люди, живущие с синдромом СДВГ, преуспевают в различных сферах и абсолютно счастливы;синдром не появляется из ниоткуда – он врожденный, первые проявления его видны с самых ранних лет, если не игнорировать симптомы, шансы на здоровое развитие ребенка заметно вырастут;
- синдром не исчезнет – очень часто обсуждение СДВГ происходит с точки зрения успехов в школе и учебе, но важно понимать,что по завершении формального образования проблема не исчезнет, поскольку она распространяется на все аспекты жизни;
- синдром преображается – на разных этапах жизни он проявляется по-разному. В младенчестве проявления скорее поведенческие, со временем внешние проявления гиперактивности переходят в состояние беспокойства, часто наблюдаются перепады настроения и другие психологические проблемы.
«Вывод прост – родителям необходимо быть внимательными к проявлениям синдрома, в случае его существования выработать механизмы действия как можно раньше, оберегая ребенка от ненужных сложностей в дальнейшей жизни. Многие взрослые, страдающие синдромом дефицита внимания, не таят зла на родителей, не сумевших справиться с проблемой по незнанию, однако в случаях, когда СДВГ намеренно игнорировался, обида осталась на всю жизнь» – говорит специалист.
В возрасте детского сада необходимо обратить внимание на следующие симптомы, которые могут указать на существование СДВГ:
-
Отсутствие сосредоточенности и «витание в облаках»
Ребенок не слушает, когда к нему обращаются, он не реагирует, он будто оторван от реальности, даже когда его ничто не отвлекает. Пытаясь слушать, ребенок быстро теряет нить происходящего, и воспитателю или родителю не удается донести обучаемый материал.
-
Неспособность решать задания
Ребенок приступает к простым задачам, рисованию или решению заданий из детского сада, но никогда не может довести дело до конца. Он скачет с одного занятия на другое, быстро теряет интерес. Когда появляется необходимость регулярно делать уроки – это превращается в настоящую войну.
-
Неорганизованность
Отсутствие навыка убрать за собой игрушки, собрать сумку в сад или в школу, потеря деталей одежды и т.д.
-
Гиперактивность и импульсивность
Основная сложность – неспособность сдерживать импульсивные реакции для выбора адекватного поведения.
«Своевременное решение проблемы поможет ребенку избежать неприятных переживаний в школе и подготовиться к взрослой жизни», – заключает Вуребранд.