С мая по август 2016 г. израильский Минздрав проводил исследование удовлетворенности пациентов обслуживанием в различных стационарных отделениях государственных больниц общего профиля. Это второе по счету исследование в форме телефонного опроса – первое проводилось в 2014 г. В исследование не были включены амбулаторные отделения, отделы медицинского обслуживания при госавтоинспекции, а также стационарные отделения интенсивной терапии, реабилитации, гинекологии и педиатрии.
Опрос проводился на четырех языках, по выбору респондентов: иврит, английский, арабский (22%) и русский (8%). Общее число респондентов составило 11099 по 23 больницам.
Респондентами были пациенты от 18 лет и старше, проведшие в стационаре не менее 2 ночей и выписанные не ранее чем за две недели до опроса. Из каждой больницы было опрошено по 500 респондентов, из них 200 – из терапевтических отделений, 200 из хирургических и 100 из остальных вместе взятых. Всего было опрошено 11099 пациентов.
С целью верной демонстрации результатов на общеизраильском уровне было произведено взвешивание результатов выборки в соответствии с фактическим количеством выписанных пациентов из больниц.
Лучшие клиники Израиля в 2016 году были определены по таким показателям: общая оценка; готовность порекомендовать данную больницу; отношение со стороны персонала; предоставление разъяснений и их понятность; эффективность обслуживания; преемственность медицинского обслуживания между больницей и поликлиниками; обстановка, бытовые условия.
Итак, результаты: уважение к пациенту, отношение со стороны персонала – 84% высших оценок; предоставление информации и ясность разъяснений – 80%; преемственность медицинского обслуживания – 78%; обстановка и бытовые условия – 76%; эффективность – 80%. А вот какие результаты получены по дополнительным вопросам: общая удовлетворенность – 73%; готовность порекомендовать данную больницу – 72%; ощущение пациента, что он в хороших руках – 85%.
В сравнении с результатами 2014 г. отмечается небольшое (однако вполне отчетливое) улучшение по всем шести основным пунктам.
Любопытные результаты получены в сравнении крупных больниц с мелкими и средними: по большинству параметров у крупных больниц оказалось некоторое преимущество.
Что касается разницы между отделениями, терапевтические получили более низкую оценку по большинству параметров, нежели хирургические и все остальные вместе взятые, но все же более высокую, чем по результатам опроса 2014 года.
А загруженность стационарных отделений, между тем, только растет: если в 2014 г. 9% респондентов лежали в коридорах, то в 2016 г. их число составило 10% (увеличение на 10%). Неудивительно, что данная категория пациентов ниже оценивает свою удовлетворенность по всем параметрам.
Молодежь в возрасте от 18 до 34 лет оказалась менее снисходительной, нежели пациенты от 36 до 64 лет (респонденты постарше – они составили 41% от общего количества участников опроса –оказались более взыскательными, чем молодые, но менее, чем средний возраст); пациенты, находившиеся на плановой госпитализации (33% респондентов), дали более высокие оценки, чем те, кто был госпитализирован экстренно; хронические больные (51%) и пациенты в больницах на периферии показали меньшую степень удовлетворенности по всем параметрам. Отметим, что 62% респондентов имели возможность выбрать больницу.
Наиболее высокую общую (суммарную) оценку получили больницы им. Хаима Шиба (Тель ха-Шомер), «Бейлинсон» (Петах-Тиква), «Кармель» (Хайфа), «Ха-Шарон» (Петах-Тиква), за ними – «Рамбам» (Хайфа), «Шаарей Цедек» (Иерусалим), «Ха-Эмек», «Бней-Цион» (Хайфа) и «Мааяней Иегошуа» (Бней-Брак).
Обратите внимание: частные больницы (такие как «Ассута», например) не вошли в рейтинг израильских клиник, так как в исследование включены не были.