Израильские ученые провели исследование, которое доказало, что дети, родившиеся зимой, начинают ползать раньше их «летних» ровесников. Результаты работы были опубликованы в журнале репродуктивной и детской психологии.
По данным ученых, зимние дети начинают ползать на 5 недель раньше, а это ощутимая разница на первом году жизни человека. Надо сказать, что этот эксперимент учитывал и местный теплый средиземный климат.
Согласно последнему исследованию у детей, рожденных зимой, есть преимущество перед летними: их организм созревает раньше для начала самостоятельного передвижения в пространстве. Анализ этого помогает разъяснить особенности раннего развития моторики у детей, а это, в свою очередь, дает возможность предоставить необходимую информацию родителям, чтобы их малыши начали осваивать окружающий мир раньше.
Доктор Оснат Атун-Эйни, физиотерапевт из Хайфского университета, возглавившая исследовательскую команду, отмечает: «Понимание сезонного влияния очень важно, поскольку родители смогут предоставить детям возможность двигаться и развиваться и в холодную погоду».
Исследователи изучили 47 здоровых детей с характерным сюжетом развития, разбив их на две группы: 16 «летних детей», родившихся между июнем и ноябрем, и 31 «зимний ребенок», родившейся с декабря по май.
Ученые наблюдали за развитием детской моторики в 7 месяцев и позже, когда малыши начинали ползать. Родителей же попросили задокументировать все стадии развития ребенка с рождения и до второго наблюдения.
В среднем исследуемые дети начали ползать на 31-й неделе, но разница между летними и зимними младенцами очевидна: зимние в среднем стали ползать на 30-й неделе, в то время как летние и осенние – на 35-й.
Анализ также показал разницу в виде ползания: на животе или с использованием рук и коленей. Отличий между мальчиками и девочками замечено не было. Ученые использовали шкалу для оценки детской моторики Альберта, известной и принятой оценочной системы для наблюдения за детским развитием. Шкала относится к развитию моторики, основываясь на четырех позициях: положениях «лежа на спине», «лежа на животе», «сидя» и «стоя».
Зимние дети имели более высокую оценку по этой шкале, поскольку много двигались, лежа на животе. По другим шкалам дети ничем не отличались.
Ученые-медики пришли к выводу, что результаты исследования укрепляют существующую теорию о том, что в детском развитии есть «окно возможностей», когда малыши начинают ползать, и текущее время года существенно влияет на этот процесс. Когда тепло, дети менее закутаны, и они могут проводить больше времени на полу, лежа на животе. Летом у них больше активных часов, поскольку световой день длиннее. И все эти факторы могут повлиять на скоростное развитие.
Предыдущие эксперименты обнаружили похожие результаты в странах, где зимний и летний климат существенно отличаются (штат Колорадо – США, Осака –Япония). Однако исследование, проведенное в Альберте (Канада), где зимы длинные и холодные, но в домах есть регулярное отопление, не показало влияния погоды на детское развитие.